Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основная и самая крупная станция в антарктиде. Полярная станция "Восток", Антарктида: описание, история, климат и правила посещения. История освоения материка. Русская Антарктида

Наименее изученный и самый неприветливый материк на Земле - Антарктида. Население континента колеблется в пределах от 1 до 4 тысяч человек. О главных особенностях, истории освоения и жителях «ледяного» материка читайте в нашей статье.

Антарктида: общие сведения о материке и его ресурсах

О том, что этот континент является самым холодным на планете, знают практически все. Именно на его территории (на российской полярной станции «Восток») была зафиксирована воздуха в мире - 89,2 градуса со знаком «минус».

Но вот о других рекордах Антарктиды знают немногие. Так, материк является еще и самым сухим, самым высоким и самым ветреным на Земле. Действительно, именно отсутствие питьевой воды было главной проблемой для всех, кто решался покорить просторы континента под названием Антарктида. Население материка тоже отличается своими особенностями. Однако об этом речь пойдет позже.

Следует отметить, что Антарктида и ее природные ресурсы не принадлежат ни одному из современных государств мира. Хотя в прошедших столетиях многие империи пытались установить свой контроль за той или иной частью материка. В 1991 году мировым сообществом был официально утвержден особый Протокол, одна из статей которого запрещает проведение любой хозяйственной деятельности на территории Антарктиды (в частности, по освоению ее богатых недр). Правда, жители планеты уже очень остро ощущают дефицит многих минеральных ресурсов. Поэтому неизвестно, насколько долго данный протокол будет иметь свою силу.

Антарктида: население материка и его характеристика

Тюлени, полярные крачки, поморники и императорские пингвины - вот самые типичные жители холодного материка. До начала XIX века географы могли бы смело зачитать этот перечень животных, отвечая на вопрос: «Кто живет в Антарктиде?» Однако в 1820 году все кардинально изменилось: на твердь континента впервые ступила нога человека.

Кто живет в Антарктиде сегодня? И какова численность ее общего населения?

Сразу же стоит оговориться, что в Антарктиде нет постоянного населения ввиду слишком экстремальных погодно-климатических условий. Это значит, что материк населяют лишь ученые, обслуживающий персонал и туристы. Все они пребывают здесь временно.

Какое число людей привлекает Антарктида? Население континента составляет около тысячи человек в зимний период года. Летом его численность может достигать 4000 человек. На материке наиболее популярен английский, французский, русский и испанский языки.

В 1978 году здесь впервые родился ребенок человека. Это был гражданин Аргентины Эмилио Маркос Палма. А вот в 2007 году в Антарктиде прошел первый в истории обряд венчания.

История освоения материка. Русская Антарктида

История русского освоения материка началась еще в 1819 году, когда из Кронштадта отправилась на юг экспедиция во главе с Лазаревым и Беллинсгаузеном. Именно она и открыла для мира шестой континент. Большой интерес к Антарктиде проявляла Российская империя и в конце XIX - начале XX века, организовав несколько серьезных научных экспедиций.

В 1946 году, как предполагают некоторые историки, состоялась серьезная военная битва за Антарктиду. После окончания Второй мировой войны тогда еще союзники - США и СССР - отправили к берегам континента мощные военные эскадры. В итоге американская экспедиция вернулась назад далеко не в полном составе. Однако подробности этого антарктического сражения до сих пор окутаны массой тайн и предположений.

Российские антарктические станции

На сегодняшний день 30 государств имеют свои научные станции в Антарктиде. Среди них и Россия, которая располагает семью такими базами на материке. Это станции «Восток», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Новолазаревская», «Молодежная», «Мирный» и «Ленинградская». Каждая из них по-своему интересна.

Так, на станции «Восток» в 1983 году был зафиксирован абсолютный рекорд низкой температуры на Земле. Это одно из самых суровых (с точки зрения погоды) мест на нашей планете. Недавно «полюс холода» был украшен памятником Ленину - самым южным в мире.

На другой российской станции, «Беллинсгаузен», в 2004 году была сооружена первая на материке православная церковь. А вот «Новолазаревская» может похвастаться единственной на всем континенте русской баней!

Но главным центром Русской Антарктиды на сегодняшний день является станция «Прогресс». Она выполняет научно-исследовательские, административные и логистические функции. Здесь был создан отличный спортивный комплекс для полярников с сауной, медицинской техникой и различными тренажерами.

Антарктическая научная станция "Восток"

Полюс холода Земли
(из цикла "На задворках планеты" )

Станция Восток - российская антарктическая научная станция, единственная используемая Россией в настоящее время внутри континента. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Как уникальная научно-исследовательская станция она была основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. Длительное время начальником станции был В. С. Сидоров.

Климатические условия в районе станции - одни из тяжелейших на Земле. Они отличаются очень сильными морозами в течение всего года. Здесь зарегистрирована самая низкая температура на планете из всех метеорологических станций в XX веке: -89,2 град.C (21 июля 1983). Самым тёплым летним днём на станции Восток за всё время её существования остаётся день 16 декабря 1957 г. Тогда термометр зафиксировал 13,6 градусов мороза. Район получил название Полюс холода Земли. Толщина ледяного покрова под станцией составляет 3700 м.


Жесточайшие морозы способствуют почти нулевой влажности воздуха в районе станции. Среднегодовая скорость ветра около 5 м/с, максимальная 27 м/с (почти 100 км/ч). Высота расположения «Востока» - 3488 метров над уровнем моря, что вызывает острую нехватку кислорода. Из-за низкой температуры воздуха в районе станции его давление с высотой падает быстрее, чем в средних широтах, и подсчитано, что содержание кислорода в атмосфере в районе станции эквивалентно высоте пяти тысяч метров. Ионизация воздуха сильно повышена. Парциальное давление газов также отличается от такового в привычном для нас воздухе. А острая нехватка углекислого газа в воздухе в этих местах, приводит к сбоям в механизме регуляции дыхания.


Полярная ночь длится с 23 апреля по 20 августа, 120 дней в году, что составляет чуть менее 4 месяцев, или трети всего года. Всего два месяца в году среднемесячная температура воздуха превышает -40 град.C и четыре месяца - -60 град.C. С марта по октябрь стоят суровые морозы, и только в ноябре наступают относительно комфортные условия.

Акклиматизация к таким условиям продолжается от одной недели до одного-двух месяцев и сопровождается головокружением и мельканием в глазах, болью в ушах и носовыми кровотечениями, чувством удушья и резким повышением давления, потерей сна и понижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в суставах и мышцах, потерей веса от трёх до пяти (известны случаи до 12) килограммов.


Средняя температура самых тёплых месяцев, декабря и января, -35,1 и -35,5 град.C соответственно, что эквивалентно холодной сибирской зиме. Средняя температура самого холодного месяца, августа, составляет -75,3 град.C, иногда опускается ниже -88,3 град.C. Для сравнения: январь 1892 года в Верхоянске (самый холодный за всю историю наблюдений в России) имел среднюю температуру -57,1 град.C. Самый холодный суточный максимум температуры составляет -52 град.C, в мае температура за всё время измерений не поднималась выше -41.6 град.C. Осадков здесь практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков - всего около 18 мм.


Научно-исследовательская станция «Восток» расположена в 1253 км от Южного полюса, в 1410 км от станции «Мирный» и в 1260 км от ближайшего побережья моря. Добраться до станции зимой практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами (в летний, относительно тёплый период) и санно-гусеничным поездом (в остальное время) от станции «Мирный». Подробно трудности доставки грузов этим способом описал Владимир Санин в своих книгах «Новичок в Антарктиде» и «72 градуса ниже нуля».


«Восток» расположен вблизи от Южного геомагнитного полюса Земли и является одним из наиболее подходящих мест для исследования изменений в магнитном поле Земли. Обычно на станции летом находятся 40 человек - учёных и инженеров. Зимой их количество сокращается до 20. Более сорока лет российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические, геофизические и гляциологические наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др. Здесь в середине 1990-х годов, в результате бурения ледниковых отложений (вначале термобуровыми снарядами, а затем электромеханическими снарядами на грузонесущем кабеле), было обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток (крупнейшее подлёдное озеро Антарктиды). Озеро расположено под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250x50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. кв.км. Глубина более 1200 м.


В ночь на 13 апреля 1982 года в результате пожара полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, и станция осталась обесточена. 20 человек на протяжении 8 месяцев провели героическую зимовку, согреваясь самодельными буржуйками на дизельном топливе, пока из Мирного не пришёл санно-гусеничный поезд с новой дизель-электрической установкой. Интересно, что станция удалена от экватора примерно на такое же расстояние, как города Лонгйир и Баренцбург на Шпицбергене в Северном полушарии, где абсолютный минимум температуры составляет всего -46,3 град.C, абсолютный максимум аж +17,5 град.C, а среднегодовая температура -14,4 град.C. Такую разницу создает особый климат Антарктиды.

Легендарная российская полярная станция «Восток» в Антарктиде была создана в 1957 году. Она находится в центре континента, среди льдов и снегов. Как и 59 лет назад, она и сегодня является неким символом полюса недоступности.

Расстояние от станции до Южного полюса меньше, чем до морского побережья, а население станции не превышает 25 человек. Низкие температуры, высота более трех километров над уровнем моря, полная оторванность от мира в зимнее время превращают ее в одно из самых неудобных для пребывания человека мест на Земле. Несмотря на сложнейшие условия, жизнь на «Востоке» не останавливается даже при -80 °С. Ученые занимаются исследованием уникального подлёдного озера, которое находится на глубине более четырех километров.

Расположение

Научная станция «Восток» (Антарктида) расположена в 1253 км от Южного полюса и в 1260 км от побережья моря. Ледниковый покров здесь достигает толщины 3700 м. Зимой до станции добраться невозможно, поэтому полярникам приходится рассчитывать только на собственные силы. Летом самолетами сюда доставляются грузы. Для этой же цели используется и санно-гусеничный поезд от станции «Прогресс». Раньше такие поезда приходили и со станции «Мирный», но сегодня, в связи с увеличением торосов на пути следования поезда, это стало невозможным.

Станция полярная «Восток» расположена рядом с Южным геомагнитным полюсом нашей планеты. Это позволяет заниматься исследованиями изменений магнитного поля Земли. В летнее время на станции находятся около сорока человек — инженеров и учёных.

Станция «Восток»: история, климат

Эта уникальный научный центр был построен в 1957 году, для исследований и наблюдений экосистемы Антарктиды. С момента основания российская станция «Восток» в Антарктиде никогда не прекращала работу, ее деятельность продолжается и сегодня. Ученых очень интересует реликтовое подледное озеро. В середине девяностых годов на станции было проведено уникальное бурение ледниковых отложений. Сначала были использованы термобуровые снаряды, а затем электромеханические, на грузонесущем кабеле.

Буровые группы ААНИИ и Ленинградского горного института совместными усилиями обнаружили уникальное подземное озеро «Восток». Оно скрыто ледяным щитом толщиной более четырех тысяч метров. Его размеры, предположительно 250x50 километров. Глубина более 1200 метров. Его площадь превышает 15,5 тысячи квадратных километров.

Сейчас разрабатываются новые проекты для обследования этого глубинного озера. «Восток» - станция в Антарктиде, принимавшая участие в целевой федеральной программе «Мировой океан». Кроме того, ученые исследуют жизнедеятельность человека в таких экстремальных условиях.

Климат

Суровыми условиями славится станция полярная «Восток». Климат этого места можно охарактеризовать коротко - холоднее места на Земле нет. Здесь зафиксирован абсолютный минимум температур - 89 °C. Средние показатели температур в течение года колеблются от -31 °C и - 68 °C, до абсолютного максимума, который зафиксирован в далёком 1957 году - -13 °C. 120 дней продолжается Полярная ночь - с конца апреля до конца августа.

Самые теплые месяцы на станции - декабрь и январь. В это время температура воздуха -35,1 °C -35,5 °C. Такая температура сравнима с холодной сибирской зимой. Самый холодный месяц - август. Температура воздуха, опускается до -75,3 °C, а порой и ниже -88,3 °C. Самый холодный максимум (суточный) -52 °C, за всё время наблюдений в мае температура не поднимается выше -41.6 °C. Но низкие температуры — это не главная климатическая проблема и сложность для полярников.

Станция «Восток» (Антарктида) расположена в районе с практически нулевой влажности воздуха. Здесь ощущается нехватка кислорода. Станция находится на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря. В таких сложных условиях акклиматизация человека продолжается от недели до двух месяцев. Этот процесс обычно сопровождается мерцанием в глазах, головокружением, носовыми кровотечениями, болью в ушах, чувством удушья, повышением артериального давления, нарушением сна, потерей аппетита, тошнотой, сильной болью в мышцах и сустава, потерей веса до пяти килограммов.

Научная деятельность

«Восток» - это станция в Антарктиде, специалисты которой более полувека ведут здесь исследования минерального и углеводородного сырья, запасов питьевой воды, проводят актинометрические, аэро-метеорологические, гляциологические и геофизические наблюдения. Кроме того, они проводят медицинские исследования, изучают изменения климата, проводят исследования «озоновой дыры» и т. д.

Жизнь на станции

«Восток» - станция в Антарктиде, где живут и работают особые люди. Они бесконечно преданы своему делу, их интересуют исследования этого загадочного континента. Эта одержимость, в лучшем смысле этого слова, позволяет им переносить все тяготы жизни, длительную разлуку с близкими. Жизни полярников могут позавидовать лишь только самые отчаянные экстремалы.

Станция «Восток» (Антарктида) имеет много особенностей. К примеру, в обычной жизни нас окружают какие-то насекомые - бабочки, комары, мошки. На станции нет ничего. Нет даже микроорганизмов. Вода здесь - из растопленного снега. Она не содержит ни минералов, ни солей, поэтому первое время работники станции испытывают постоянную жажду.

Мы уже упоминали, что исследователи давно бурят скважину к загадочному озеру Восток. В 2011 году на глубине 3540 метров был обнаружен новый лед, который намерз снизу. Это замерзшая вода озера. Полярники утверждают, что она чистая и очень приятная на вкус, ее можно кипятить и заваривать чай.

Здание, где живут полярники, заметено двухметровым слоем снега. Внутри дневного света нет. Наружу ведут два выхода — основной и запасной. Основной выход — это дверь, за которой прорыт в снегу пятидесятиметровый тоннель. Запасный выход гораздо короче. Он представляет собой крутую лестницу, ведущую на крышу станции.

В жилом здании имеется кают-компания, на стене висит телевизор (правда, эфирного телевидения на станции нет), установлен бильярдный стол. Когда в этом помещении температура падает до минусовой, туда все стараются не заходить. Но однажды, полярники на складе обнаружили неисправную игровую приставку. Ее отремонтировали, подключили к телевизору, и кают-компания ожила - теперь здесь собираются полярники. В теплых куртках и брюках, в валенках и шапках, они приходят, чтобы поиграть в кулачные бои и гонки.

Полярники отмечают, что в последние годы станция «Восток» (Антарктида) в бытовом отношении преобразилась. Теплый жилой модуль, помещения для столовая, дизельный блок и другие необходимые для жизнедеятельности станции строения сделали жизнь здесь вполне приемлемой.

Пожар на станции «Восток» в Антарктиде

Двенадцатого апреля 1982 года «Восток» не вышел на связь с Большой землей. Никто не мог предположить, что произошло. В сутки, по графику, станция выходила на связь девять раз. Когда связи не было и во второй условленный час, стало понятно: случилось что-то экстраординарное. Отсутствие связи - в любом случае происшествие чрезвычайное. Размеры беды на станции тогда никто не мог предвидеть.

Станция «Восток» (Антарктида) имела отдельное помещение, где располагалась дизель-электрическая станция. Там и начался пожар в ночь на 12 марта. Это было самое начало зимовки. К электростанции был пристроен небольшой домик, в котором жили механики. Их разбудил в четыре утра едкий запах дыма.

Выйдя на улицу, они обнаружили, что огонь полыхал на крыше. Через пару минут уже все зимовщики, наспех одевшись, выбежали на мороз. Прожектор, который освещал территорию, погас. Свет был только от пожара.

Борьба с огнем

Огонь стали забрасывать снегом, потом попытались его накрыть брезентом, чтобы предотвратить доступ кислорода. Но брезент воспламенился мгновенно. Людям, которые забрались на крышу, вскоре пришлось спрыгнуть вниз. Кровля полностью сгорела за тридцать минут.

В пятнадцати метрах от станции стояли цистерны с соляркой. Оттащить их было невозможно — они слишком тяжелые. К счастью, ветер дул в противоположную сторону. Спасло еще и то, что солярка была слишком холодной, на морозе она стала вязкой. Ей надо было сильно нагреться, чтобы вспыхнуть.

Сразу полярники не заметили, что среди них нет одного механика. Его останки обнаружили на пепелище. Сразу после пожара помещения станции остались без тепла и света, а на улице было -67 °C …

Как выжить?

Случилась настоящая беда. Из строя полностью вышли два дизель-генератора, которые снабжали электричеством станцию, и два резервных. Не стало света в помещениях, были обесточены научные приборы, остывали батареи и плита на камбузе. Проблема была даже с водой - ее получали в электротаялке из снега. В подсобном помещении обнаружили старую керосиновую плиту. Ее перенесли в один из жилых бараков.

А в это время в Москве судорожно искали выход из сложившейся ситуации. Советовались с летчиками и моряками. Но ни один из вариантов не мог быть реализован в суровую полярную ночь.

Жизнь после пожара

Полярники приняли решение выживать своими силами. Мужественные парни не стали ждать помощи с Большой земли. В Москву была передана радиограмма: «До весны выживем». Они прекрасно понимали, что ледяной континент не прощает промахов, но он безжалостен и к тем, кто впадает в отчаяние.

Зимовка продолжалась в форс-мажорных условиях. Полярники переселились в одно крохотное жилое помещение. На основе газовых баллонов смастерили пять новых печек. В этом помещении, которое было и спальней, и столовой, и кухней, находились и научные приборы.

Главным недостатком новых печей стала сажа. Ее собирали по ведру в сутки. Через некоторое время, благодаря смекалке аэролога и повара, зимовщики смогли выпекать хлеб. Порции теста они приклеивали к стенкам печки и таким образом получали вполне съедобный хлеб.

Кроме горячей пищи и тепла, был необходим свет. И тогда эти сильные люди начали делать свечки, используя для этого имеющийся парафин и асбестовый шнур. «Свечной заводик» работал до окончания зимовки.

Работа продолжается!

Несмотря на невероятные условия, полярники все чаще стали задумываться о продолжении научной деятельности. Но это было связано с огромным дефицитом электроэнергии. Единственный уцелевший движок удовлетворял лишь потребности радиосвязи и электросварки. На него просто «боялись дышать».

Тем не менее метеоролог прерывал свои наблюдения за погодой только во время пожара. После трагедии он работал в обычном режиме. Глядя на него, возобновил работу и магнитолог.

Спасение

Так проходила зимовка - в без солнечного света, при нехватке кислорода, с огромными бытовыми неудобствами. Но эти люди выдюжили, что само по себе является подвигом. Они не утратили самообладания и "вкуса" к работе. Они продержались 7,5 месяца, как и обещали московским кураторам, в экстремальных обстоятельствах.

В начале ноября на станцию прилетел самолет Ил-14, который доставил новый генератор и четырех новых зимовщиков из очередной, 28-й экспедиции. Был среди пассажиров долгожданного самолета и доктор. По его словам, он ожидал увидеть на на станции деморализованных и измученных людей. Однако эти парни были в порядке.

А еще через пятнадцать дней из "Мирного" прибыл санно-тракторный поезд. Он доставил стройматериалы и продукты, а также все для строительства энергостанции. После этого время на станции пошло быстрее: все старались наверстать скопившиеся «долги» по научным исследованиям.

Когда прибыла смена, мужественных полярников отправили самолетом на "Мирный". Тем же бортом доставили и останки погибшего Его захоронили на антарктическом "Новодевичьем" кладбище. Остальные полярники пересели на теплоход "Башкирия", который и доставил их в Ленинград. Сегодня все они живы и здоровы, а кое-кто успел за это время еще раз поучаствовать в антарктической экспедиции.

Станция «Восток»: правила посещения

Туристов, как, впрочем, и подготовленных путешественников, на станцию не приглашают— это исключительно научный центр. Тем не менее посетить «Восток» всё же возможно. Для этого желающие должны обратиться в Институт и убедительно доказать, почему именно в них нуждается станция. Минимальные требования к претендентам - богатырское здоровье и множество полезных навыков.

В этом разделе мы немного отвлечемся от темы военных тайн Антарктики. Но не будем далеко отходить от них. Почему? Ведь внешне совершенно мирные антарктические станции всегда хранили в своих сейфах немало военных секретов, часть из которых была непосредственно связана с существованием нацистских баз «Хорст Вессель» и «Новая Швабия». Впрочем судите сами!

О существовании Земли Новая Швабия послевоенные историки старались лишний раз не упоминать. Не удивительно, что в нынешнем веке уже редко кто верит в ее существование. Меж тем еще в прошлом веке некоторая информация о ней все же просочилась и в советскую печать.

В 1955 году несколько стран мира приступили к организации научно-исследовательских экспедиционных баз в западной Антарктиде. Они были размещены на побережье, как правило, далеко друг от друга; сравнительно большой «сгусток» станций нескольких стран был только на Земле Грейэма. Через 10 лет в нашей стране вышел двухтомный капитальный труд «Атлас Антарктики».

Он содержал в себе сотни подробных карт, графиков, диаграмм, и научных статей, знакомясь с которыми можно было получить интереснейшие сведения о рельефе, геологическом строении, материковом оледенении и морских льдах, климате, геофизических явлениях, растительности и животном мире загадочного Шестого континента. Одна из карт была посвящена Международному геофизическому году (МГГ), который начался поздней осенью 1957-го и закончился ранней весной 1959-го.

Тогда по единой программе к детальному изучению ледяного континента впервые после окончания Второй мировой войны приступили многочисленные международные экспедиции из Аргентины и Австралии, Бельгии и Великобритании, Новой Зеландии и Норвегии, СССР и США, Франции и Чили, ЮАР и Японии. Позже к ним присоединились Польша и Чехословакия. На этой карте были указаны 42 научных станции, принадлежавших 12 странам мира. Но была ли эта программа действительно единой? Внешне — да! Но были и весьма интересные различия.

В 1930-е годы, особенно в связи с проведением Международного полярного года (1932-1933), многие заинтересованные в том страны приступили к исследованию береговой полосы антарктического ледникового покрова и особенно в наиболее доступной части континента, на Земле Греэма, где начали постоянную работу сразу несколько метеорологических станций.

В результате их исследований появились первые достоверные карты побережья Антарктиды в масштабе 1:2 000 000, однако две трети южнополярной земли так и остались белыми пятнами. Долгое время Антарктида оставалась ничейным материком Но сразу после окончания Второй мировой войны она стала интересна многим странам мира, в том числе и совершенно далеким от антарктических берегов. Почему?

Неожиданно для всех американцы объявили Антарктиду «шкатулкой сокровищ». И каких ископаемых: уголь, золото, серебро, свинец, железо, а главное, уран! Более того, было признано, что западноантарктическая складчатая область рассматривалась как продолжение металлогенического пояса Анд с медью, молибденом, вольфрамом, оловом Когда же они успели провести глубокую геологическую разведку? Т

олько в предвоенное время! Начиная с осени 1948 года Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина и Чили, как по неведомой команде, стали наперебой заявлять свои претензии на отдельные районы Антарктиды.

Руководство Союза ССР, которое внимательно отслеживало факты иностранною проникновения в антарктические пустыни, вновь не на шутку забеспокоилось. В феврале 1949 года состоялось общее собрание членов Всесоюзного географическою общества в Ленинграде, где был заслушан доклад президента общества Л. Берга «Русские открытия в Антарктике и современный интерес к ней». В резолюции этого собрания говорилось, что «всякое решение вопроса о режиме Антарктики без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признать любого такого решения».

7 июня 1950 года советское правительство направило в вышеуказанные страны меморандумы по вопросу о режиме Антарктики. Здесь же было указано, что в Советском Союзе столь же внимательны к Антарктике еще и потому, что этот материк и прилегающие к ней острова являются удобной базой для важнейших метеорологических наблюдений, имеющих чрезвычайное значение и для Северного полушария. Скорее всего были тому и другие причины. Какие? Обо всех, видимо, мы узнаем еще не скоро. Но кое с чем уже познакомились!

Например, в 1974 году советские геологи обнаружили в антарктических горах Ямато (ряд крупных массивов, окаймленных обширными полями ледниковых валунов) уникальные полезные ископаемые — чарнокиты, которые указывают, что в очень далеком прошлом где-то здесь существовал единый материк Гондвана. Подобные чарнокиты ранее были найдены лишь в Индии.

Но вернемся на Антарктический полуостров.

Самыми близкими из послевоенных полярных станций к антрактической базе «Хорст Вессель» стали: британские «Остров Детай», «Остров Стонингтон», «Остров Хорсшу», «Ферин-Хед» и «Ротера», аргентинская «Генерал Сан Мартин». Хотелось бы рассмотреть историю каждой из них с максимально возможными подробностями, но всю ныне имеемую информацию пришлось ограничить данными об аргентинской базе «Генерал Сан Мартин». Британские базы «Остров Стонингтон» (База Е) и «Ферин-Хед» (База J) были закрыты в 1958 году. А, вот информация о британских базах «Остров Детай» (База W), «Остров Хорсшу» (База V) и «Ротера» так и осталась закрытой.

Ближе всех к «Новой Швабии» были: советская «Лазарев», британские «Халли-Бей» и «Шеклтон», норвежско-южноафриканская «Норвегия», норвежско-шведско-британская «Модхейм», аргентинские «Генерал Бельграно» и «Элсуэрт», бельгийская «Король Бодуэн», японская «Сёва», западногерманская «Георг фон Ноймаер», восточногерманская «Георг Форстер», индийская «Дакшин Ганготри», южноафриканская «Санаэ».

10 марта 1959 года на шельфовом леднике у мыса Седова (Берег Принцессы Астрид) была открыта советская полярная станция «Лазарев». Рядом с ней была создана бельгийская станция «Король Бодуэн». Обе станции как бы примыкали к правой стороне Земли Новая Швабия. Со станции «Лазарев» советские геологи под руководством М. Равича впервые исследовали центральную и восточную части гор Земли Королевы Мод.

В 1961 году советская полярная станция «Лазарев» была оставлена советскими учеными, а ее жильцы переселились на твердую землю… в оазис Ширмахера. Новая станция получила название «Новолазаревская». Тогда же, именно в районе «Новолазаревской» впервые в истории изучения Антарктики были выполнены глубинные сейсмические зондирования. Советские полярники имели в своем распоряжении аэрофотографии этого оазиса, сделанные еще нацистскими летчиками в 1939 году.

Британская база «Халли-Бей» (База Z) полностью соответствовала своему буквеннох\лу обозначению: найти что-либо о ее создании и деятельности не удалось.

По официальным документам, британская база «Шеклтон» была создана в январе 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 59 минут южной широты и 37 градусов 09 минут западной долготы, но в январе 1958 года — покинута. Ценное оборудование и приборы были демонтированы и переданы на станцию «Халли-Бей». Причины, побудившие англичан срочно закрыть станцию, установить не удалось. А ведь именно отсюда британский исследователь Антарктиды Вивиан Фукс планировал начать свой трансконтинентальный поход к Южному полюсу в ноябре 1957 года.

Эта научная станция была неудачной с самого начала. Судно, доставившее сюда грузы для станции, из-за приближающегося шторма оставило содержимое своих трюмов на морском льду. Разразившийся шторм уничтожил значительную часть стройматериалов, угля, горючего, один из тракторов. Погибли химикалии для добычи водорода, вследствии чего британские ученые на станции не могли вести аэрологические наблюдения. Только через год удалось завезти на станцию все необходимое.

Норвежско-южноафриканская «Норвегия», считай британская научная станция была создана в январе 1957 года в координатах 70 градусов 30 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Норвежско-шведско-британская «Модхейм» действовала с 1950 по 1952 год.

Аргентинская база «Генерал Бельграно» была создана в начале 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 58 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Американская база «Элсуэрт» (седьмая американская станция) была создана 11 февраля 1957 года на берегу моря Уэдделла к востоку от от залива Голден, на краю шельфового ледника Фильхнера, в координатах 76 градусов южной широты и 41 градус 07 минут западной долготы. Первоначально предполагалось построить ее в крайней юго-западной точке моря Уэдделла, у основания Земли Греэма, а точнее — в районе мыса Адаме До этого времени сюда не проникал еще ни один корабль, ни одно судно. Но затем это решение было пересмотрено. Ледник, на котором была сооружена станция, находился на плаву. Сооружение станции было стандартным.

Обычно на таких станциях имелось до 20 жилых и складских сооружений.

Они были сконструированы для Канадской Арктики и Гренландии, где и прошли испытания. Это типовые домики щитового типа Каждый щит примерно 2 метра длиной и 110 сантиметров шириной. Скреплялись они специальными клинообразными затворами. Крыша дома была плоской и держалась на легких металлических стропилах. Изнутри жилые домики были обшиты тонкими металлическими листами, напоминающими алюминий.

В каждом домике было до пяти комнат. Планировка его зависит от потребности, потому что перегородки представляют тонкие пятимиллиметровые фанерные листы, и менять расположение можно как угодно. Причем между двумя комнатами располагается нечто вроде кают-компании, где стоят стол, два металлических дивана и лампы на длинных ножках. В комнатах меблировка довольно незамысловатая: две кровати с пружинными сетками и матрасами из микропористой резины, два металлических платяных шкафа, две тумбочки и несколько стульев.

Каждый такой дом имеет два выхода — один главный и один запасной. Главные выходы каждого домика приводят в туннель, который соединяет все домики и проходит вдоль всего поселка.

Служебные сооружения точно такие, но у них отсутствуют перегородки и, естественно, мебель.


На станции осталось 39 человек, в том числе 10 научных работников, остальные — американские военные моряки. Начальником станции «Элсуэрт» был оставлен известный полярный исследователь Финн Роне. После окончания Международного геофизического года станция «Элсуэрт» была передана аргентинцам.

Бельгийская станция «Король Бодуэн» была создана на шельфовом леднике Берега Принцессы Ранхильды недалеко от советской антарктической станции «Лазарев».

Японская станция «Сёва» была создана в середине 1950-х годов в координатах 69 градусов 00 минут южной широты и 39 градусов 35 минут восточной долготы. Здесь было собрано три жилых здания панельного типа по типу американских. В четвертом помещении находилось два электрогенератора. В 1974 году на этой антарктической станции, созданной на острове Онгул (залив Лютцов-Хольм, Берег Принца Улафа) зимовало 18 полярников. Японцы соорудили свою станцию на самом краю Земли Королевы Мод.

От самой ближней советской станции «Молодежная» ее отделяли только 300 километров, а от «Новолазаревской» — почти 1 000 километров. На уступах скалистых скал острова Онгул были сложены бочки, различное снаряжение, стояли машины и чуть дальше, в глубине, виднелись ярко-красные домики. За зиму вокруг домиков образовывались большие наддувы снега. Смену полярников проводили ледоколы «Сойя» и «Фудзи».

От станции «Сёва» до вышеупомянутых гор Ямато около 300 километров. Но японцы были частыми гостями горного массива, названного в честь их любимой Родины. Правда, сначала, им приходилось лететь над береговыми нунатаками вглубь залива Аютцов-Хольм. Затем, повернув на юг, «вползти на купол», а проще — лететь вдоль ледяного купола над антарктической пустыней. В хорошую погоду в том не было сложности, но Антарктида никогда не славилась тихим и спокойным характером. И все же японские полярники постоянно туда летали.

Западногерманская база «Георг фон Ноймаер» и восточно-германская «Георг Форстер» скорее всего были созданы в своеобразный противовес друг другу.

Индийская научная станция «Дакшин Ганготри» создана в 1983-1984 годах в оазисе Ширмахера, в 18 километрах от станции «Новолазаревская».

Южноафриканская «Санаэ». По карте Антарктики, которая в 1955 году велась на борту китобойной плавбазы «Слава», она была создана неподалеку от северо-западной стороны шельфового ледника Нью-Швабеланд-1.

Советскую сторону всегда удивляло распределение научных станций Великобритании, Аргентины, Чили и США, на Антарктическом полуострове (он же Земля Грейма). Фактически они были расположены «на голове друг у друга», но ведь тогда мы и не подозревали, что нашим недавним союзникам во Второй мировой войне известно о мертвых городах внеземной цивилизации и антарктических базах нацистов.

Первые советские научные станции в Антарктиде были созданы в 1955 году нашими полярниками во время Международного геофизического года. Тогда в Антарктиду для выполнения научных работ прибыла Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР, состоявшая из нескольких научных отрядов. В ее морской группе было шесть отрядов: аэрометеорологический, гидрологический, гидрохимический, морской геологии, гидробиологический и гидрографический.

А в составе береговой группы — четыре научных отряда: аэрометеорологический, геолого-географический, комплексный геофизический и аэрофотосъемки. Именно полярники КАЭ присвоили первым двум антарктическим станциям имена кораблей Фаддея Беллинсгаузена, а третьей — «Советская».

В распоряжение экспедиции было выделено три судна. Дизель-электроходы в 12,5 тысячи тонн каждое — «Обь» и «Лена». Первое из этих ледокольных судов использовали для производства океанографических исследований, второе — в роли транспорта. Третьим было небольшое 500-тонное судно «Рефрижератор № 7», которое в основном использовали для доставки скоропортящихся продуктов. Советские полярники имели авиационный отряд: один самолет Ил-12, два самолета Ли-2, один легкий самолет Ан-2 и два вертолета Ми-4. А также — отряд наземного транспорта: тракторы АТТ-15 и бульдозеры С-80, легкие вездеходы Газ-47 и автомашины различных типов. Имелось до 50 ездовых собак.

Все советские станции были созданы в секторе, отведенном нам Специальным комитетом Международного геофизического года. Они сооружались из материалов, доставленных на борту дизель-электроходов. При выборе конкретных мест для научных станций руководствовались в основном соображениями удобства подходов с моря, возможностью разгрузки кораблей и стремлением разместить обсерваторию и жилой поселок на скальной поверхности, какой на побережье Антарктиды не так много, или, в крайнем случае, на участке неподвижного материкового льда.

При этом домики и склады были расположены таким образом, чтобы преобладающие ветры дули вдоль входной двери. На первую зимовку в «Мирном» осталось 92 полярника во главе с начальником КАЭ Михаилом Сомовым Уже эта зимовка показала, что те, кто проектировал будущие жилые и складские сооружения для полярников допустили серьезную ошибку. Они делали расчет на то, что в Антарктиде осадки выпадают только в виде снега, и не учли, что бывает и дождь.

Дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающая крыша. А ведь об антарктических дождях писал не один путешественник, побывавший здесь. Но таков уж русский характер: пока не испытаешь — не поймешь. Только после того как жилые домики стали неуютными и сырыми, были сооружены дома с двускатными крышами.

Тогда же была построена первая внутриматериковая станция на высокогорном антарктическом плато — «Пионерская». Строительство этой станции, как и создание станции в оазисе Бангера, изначально не входило в планы КАЭ, но уже во время работы экспедиции было принято решение о развертывании двух этих научных станций. Официально — для получения более широкого представления о природе шестого континента.

Вероятно, да! Но, хотелось бы обратить внимание на то, что по своему местоположению эти станции близки к «Новой Швабии» и горам Центральный Вольтат. Только советские станции находятся недалеко от моря Дейвиса, а нацистские — моря У эдделла. Более того, к западу от «Мирного» во время воздушной разведки был обнаружен остров, по форме крайне похожий на остров Дригальского. Случайны ли эти совпадения? К сожалению, на этот вопрос пока еще никто внятно не ответил.

Для создания нашей станции были использованы помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолетом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жилье от ветра. Между сдвинутьши санями образовалось пространство, которое было быстро превращено в соединительный тамбур, с помощью которого можно было легко попасть в любое помещение станции. Из-за сложностей с доставкой горючего было принято решение, что на зимовку здесь останется лишь четыре человека во главе с Александром Гусевым.

В середине 1970-х годов в Антарктиде действовало свыше двух десятков научных станций, шесть из них принадлежало Советскому Союзу. Пять советских станций находилось на побережье антарктических морей («Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузена») и одна — в центральной части материка, в районе геомагнитного полюса, в 1410 километрах от «Мирного» («Восток»).

Первая Комплексная антарктическая экспедиция Советского Союза (КАЭ) состоялась в 1955-1956 годах. За ней, в 1956-1958 годах, — вторая и третья соответственно. В дальнейшем все антарктические экспедиции стали именоваться САЭ, то есть — советские антарктические экспедиции.

Советский район исследования прилегал к Индийскому океану по обе стороны моря Дейвиса, на Земле Королевы Мэри. Материковая группа советской научной экспедиции под началом Михаила Сомова в составе 70 человек разных специальностей высадилась на берег у моря Дейвиса к западу от ледника Хелен. К началу зимы 1955-1956 года с помощью экипажей двух советских дизель-электроходов «Обь» и «Лена» она построила поселок Мирный, в те дни состоявший из нескольких жилых и служебных сооружений, освещаемых и отапливаемых электричеством; кроме электростанции, там имелись механическая мастерская, гаражи, ангары и складские помещения. Материковая группа делилась на шесть специальных отрядов. Авиаотряд под начальством Ивана Черевичного начал работу с пятью самолетами и двумя вертолетами.

Кроме основной базы, поселка «Мирный», к концу 1956 года были организованы две наши станции: «Пионерская» (в 375 километрах от «Мирного» на высоте 2 700 метров) приступила к работе 27 мая 1956 года; станция «Оазис», начала работу 15 октября 1956 года (в 360 километрах к востоку от «Мирного», в оазисе Бангер-Хилз). В январе 1959 года последняя была передана Польской академии наук и переименована в честь А. Добровольского — польского ученого, участника бельгийской антарктической экспедиции 1897-1899 годов.

Вторая советская антарктическая экспедиция, под руководством Алексея Трешникова, пришла на смену первой в декабре 1956 года. Она прибыла к Шестому континенту вновь на «Оби» и «Лене», а также на пассажирском теплоходе «Кооперация» и состояла из двух морских и одного берегового отрядов.

«Обь» подошла к Берегу Правды 12 декабря 1956 года, но вынуждена была остановиться на расстоянии 25 километров от «Мирного», у кромки далеко распространившегося в море припая. Встреча с прибывшими произошла утром. Весь день над припаем среди скопления айсбергов курсировали вертолеты, доставляя на «Обь» жителей «Мирного», а обратно — прибывших на «Оби». К 10 января 1957 года на рейд «Мирного» прибыла «Кооперация» с основным научным составом, которую пришлось встречать и вести через льды с помощью ледокола Последней (уже не к припаю, а к ледяному барьеру) пришла «Лена».

Разгрузка судов на ледяной барьер — тяжелая и опасная операция. Но это единственно возможный способ разгрузки, когда весь припай отрывает и уносит ветром в море. Для первой КАЭ такая разгрузка прошла благополучно. Но на этот раз во время разгрузки погибли люди. Сотни тонн отколовшегося льда рухнули на борт «Лены» и в воду, увлекая за собой людей. Двое погибли, а семь человек, упавшие за борт, получили тяжелые травмы, но были спасены. Погибших похоронили на острове Хасуэл, который первым встречает прибывающие к «Мирному» советские суда.

Каждая КАЭ начинается с корабля. Зачисленные в состав экспедиции (обычно их называют оформленными), то есть успешно прошедшие медкомиссию, получившие паспорт моряка, теплую одежду, заполнившие многочисленные бланки (в их числе даже завещание) отправляются в Антарктиду на экспедиционных судах. До середины 1970-х годов к Шестому материку почти каждый год ходили дизель-электроходы «Лена», «Наварин», «Обь». Приходили сюда и белые комфортабельные теплоходы «Кооперация», «Михаил Калинин», «Эстония», «Надежда Крупская». Горючее доставляли нефтеналивные суда. Использовались экспедиционные корабли — плавучие лаборатории «Профессор Визе» и «Профессор Зубов».

Плавание от Ленинграда до берегов южно-полярного континента составляет немногим больше месяца. А от Австралии, куда для экономии времени часть советских зимовщиков перебрасывалась на самолетах, всего 10 дней. Самолеты Ил-18 и Ан-10 с посадками в Средней Азии, Индии, Бирме, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии затрачивали также примерно 10 дней. Правда, полетное время здесь составляло всего лишь 48 часов.

Вторая КАЭ для выполнения научной программы предстоящего Международного геофизического года оставила на зимовке в Мирном 188 человек, что было на 96 человек больше, чем годом ранее.

Зимовщики Трешникова создали несколько научных станций, которые приблизили Советский Союз к Южному полюсу. Так, они соорудили промежуточную базу для похода к Геомагнитному полюсу — станцию «Комсомольская», находившуюся более чем в 500 километрах от «Мирного», а между этой станцией и «Пионерской» — промежуточную станцию «Восток-1».

В декабре 1957 года на рейд «Мирного» прибыли суда с членами Третьей экспедиции (уже САЭ), которой руководил Е. Толстиков. На борту «Оби» будущие зимовщики доставили оборудование для новой внутриконтинентальной станции «Советская», новые вездеходы типа «Пингвин» и модернизированные самолеты Антарктического отряда. Встреча была радостной, но неожиданно во время передачи дел на рейд «Мирного» прибыл американский ледокол «Бэртон Айленд» с… заместителем командира 43-го оперативного соединения ВМС США кептеном Джеральдом Кетчумом.

Да-да, тем самым, который еще недавно возглавлял операцию «Ветряная мельница» («Windmill») — она поставила жирный крест на существовании «Новой Швабии» и «Хорсте Весселе». Официально Кетчум хотел ознакомиться с условиями жизни на станции «Мирный», достижениями советской науки и, естественно, техники.

Руководство советских экспедиций благодушно позволили ему это сделать. Но Джеральд Кетчум прибыл на советскую научную станцию не один. Вместе с ним на нашу старейшую антарктическую станцию прибыли офицеры «Бэртон Айленд» и научные сотрудники экспедиции, в том числе: начальник станции «Уилкс» биолог Карл Экленд, начальник станции «Халлет» географ Джеймс Шир, гляциолог с «Уилкс» Ричард Камерон, океанограф Стар, командир пришедшею ледокола Брэнингам.

Затем в «Мирном» побывало еще более сотни матросов с «Бэртон Айленд». В составе экипажа этого вооруженного ледокола (1x27-мм универсальное орудие и 4x40-мм автоматов), специально построенного для работы в Антарктике, всего 234 человека Таким образом, на советской станции 29 января 1958 года побывал каждый второй из американского экипажа Экая любознательность! А ранее вроде бы и не было никакою интереса.

Не успели советские зимовщики проводить американских коллег, как 31 января на рейд «Мирного» пришло судно австралийской экспедиции «Тала Дан», направлявшееся к станции «Моусон». И вновь гости захотели ознакомиться с советской станцией «Мирный». Наше руководство вновь радушно открыло все станционные помещения. Гости осмотрели «Мирный», его лаборатории и хозяйство.

Особенно детально австралийцы осматривали новые вездеходы «Пингвин», которые были переделаны из бронетранспортеров. Не последнюю роль в развитии любознательности иностранных коллег сыграло то, что на ярко-оранжевых корпусах новых машин кроме отштампованных краской пингвинов были нарисованы зеленые сердца, пронзенные желтой стрелой.

Кому пришла столь «гениальная» мысль: привезти в Антарктиду списанные бронетранспортеры, как бы скопированные с советских самоходок САУ, правда без орудий, крайне раздражавшие наших недавних союзников во Второй мировой войне, к тому же носившие военную символику? Команда сопровождения объяснить этою не смогла. А советские зимовщики — и тем более. Но и американцы, и австралийцы встревожились!

С 1960 по 1990 год СССР провел более 20 экспедиций по исследованию Антарктиды, постоянно сохраняя здесь около 10 постоянно действующих полярных станций. При этом несколько научных станций из ранее открытых были законсервированы, но полностью готовы к приему полярников. «Оазис» был законсервирован в конце 1958 года, «Пионерская» и «Советская» — в начале 1959 года. В 1968 году на острове Ватерлоо (архипелаг Южно-Шетландские острова) вблизи Антарктического полуострова была создана советская станция «Беллинсгаузен».

А в начале 1971 года на берегу Отса, станция «Ленинградская». Если не рассматривать эти законсервированные станции как запасные опорные пункты для дальнейшего освоения, а вернее — закрепления за СССР антарктических пустынь, то столь короткий срок жизни и частую консервацию наших антарктических станций, в отличие от иностранных полярных станций, весьма сложно объяснить.

***

Из книги Сергея Ковалёва „Загадки Шестого континента .

Антарктида - самый суровый материк нашей планеты. Полярная ночь, продолжающаяся несколько месяцев, экстремально низкие температуры воздуха, штормовой ветер и транспортная удаленность от большинства развитых стран сделали его самым малонаселенным регионом Земли. Несмотря на очевидные сложности, в Антарктиде живут и работают сотрудники научно-исследовательских станций, которых на сегодняшний день насчитывается почти 90.

Помимо России и США - извечных соперников во всех сферах научной деятельности, в Антарктиде имеют свои станции Китай, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия и еще несколько стран.

Антарктида - особый континент. Здесь нет государственных границ, а согласно Договору об Антарктиде 1961 года, любая страна имеет право размещать здесь научно-исследовательские станции.


Первые попытки обосноваться на континенте были предприняты еще в начале XX века. Но из-за климатических и политических сложностей, сделать это удалось лишь в 1940-х годах, когда были основаны три первые стационарные научно-исследовательские станции, принадлежавшие Великобритании.

Модульная британская станция Halley VI

После завершения Второй мировой войны интерес к научным исследованиям в Антарктике начал возрастать и новые станции регулярно возникали на ледяных просторах континента. Большинство из них располагалось на побережье, где были более благоприятные условия для размещения и снабжения. Вслед за Великобританией свои полярные станции появились у Чили, СССР, Франции и США. Первая советская станция под названием «Мирный» была основана в 1956 году на восточном побережье Антарктиды.


Первая советская полярная станция «Мирный»

На сегодняшний день в Антарктиде насчитывается 89 полярных научно-исследовательских станций. Некоторые из них используются совместно двумя или тремя странами. Почти около половины из этих станций, если быть точнее, то 41, являются сезонными, то есть действуют только во время короткого полярного лета. Оно и понятно, жизнь в Антарктиде слишком сурова, а содержание научной станции обходится довольно дорого.


«Амундсен-Скотт» - американская полярная станция на Южном полюсе

Наибольшим количеством станций владеют Аргентина (14) и Чили (12), расположенные ближе всего к Антарктиде и имеющие здесь не только научные, но и территориальные интересы. У России имеется 9 полярных станций, в том числе и знаменитая станция «Восток», где была зафиксирована самая низкая на планете температура - минус 89,2 градуса. У Франции и Великобритании по 6 полярных станций, у Австралии - 5, у Китая и Японии по 4 научных базы, а у США всего 3. По 2 научно-исследовательских станции имеют Италия, Испания, Норвегия и Индия.

Российская станция «Прогресс»

Ученые занимаются метеорологическими наблюдениями, анализируют состояние ледового покрова, собирают данные о животном мире Антарктики. Существуют и специальные проекты, связанные с изучением глобальных процессов, происходящих на нашей планете. Но, несмотря на большое количество полярных станций, Антарктида остается самым малоизученным континентом нашей планеты.


Чешская полярная станция
© 2024 Про уют в доме. Счетчики газа. Система отопления. Водоснабжение. Система вентиляции